Коллекторы должны стараться решать проблемы с должниками до суда, а не перекладывать работу на судебных приставов, считают в ФССП. Приставы не хотят «бегать и забирать последнее у граждан»
Коллекторские агентства, которые считаются в России профессиональными взыскателями, неактивно взаимодействуют с физлицами-должниками, перекладывая значительную часть своей работы на приставов, заявил глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов, выступая на Петербургском международном юридическом форуме.
По его словам, коллекторы предпочитают переносить долговые разбирательства в суды, чтобы потом их сбором занимались госслужащие в рамках исполнительного производства. ФССП отвечает в России за принудительное исполнение судебных решений, в том числе взыскание долгов: приставы имеют право арестовывать банковские счета и имущество граждан, разыскивать активы и инициировать их продажу.
«Возвращаясь к профессиональным коллекторам, хотел бы обратить внимание, что все-таки внесудебный порядок не работает. 449 юридических лиц состоят в государственном реестре, из них 25% вообще не взаимодействовали с должниками, хотя прямое положение закона 230-ФЗ — это осуществление взаимодействия для погашения долга во внесудебном порядке», — сказал Аристов. Он подчеркнул, что еще более 30% профессиональных взыскателей контактируют с должниками в единичных случаях.
adv.rbc.ru
Закон «О взыскании» (230-ФЗ) позволяет коллекторским агентствам приобретать просроченные обязательства физлиц у кредиторов и обращаться за взысканием денег через суд. Это может быть иск или упрощенный порядок — судебный приказ или исполнительная надпись нотариуса.
«Далее происходит очень простой процесс: не взаимодействуя с должником, подаются заявления в суд — в основном это мировой суд, потому что долги до 500 тыс. руб. Выносится судебный приказ без участия сторон в массовом порядке, далее весь этот пакет документов бодро предъявляется в орган государственного принуждения — Федеральную службу судебных приставов, — и начинается исполняться исключительно нашим инструментарием», — рассказал Аристов. По его оценкам, до 80%, а «в отдельных случаях до 100%» доходов профессиональных коллекторов получены за счет действий судебных приставов.
«У нас есть ряд других задач, более важных, чем бегать и забирать последнее у граждан нашей страны», — сказал глава ФССП.