Обошедшее все мировые СМИ сообщение, что американский регулятор разрешил проводить на людях клинические испытания инновационных чипов для мозга, созданных компанией Илона Маска, не стало большим откровением для специалистов. Почему?
Во-первых, введением электродов в мозг человека сегодня не удивишь. Их вживляют уже сотням тысяч пациентов, чтобы купировать судорожные приступы при эпилепсии и для снижения тремора при паркинсонизме. Удивительно, что эти чипы наделяются Маском какими-то особыми перспективами.
Фактически ничего нового со времен так называемой сенсации с играющей «силой мысли» в компьютерный пинг-понг обезьяной Маск так и не сообщил. Напомним, что еще в 2021 году именно этот опыт он показал, демонстрируя эффективность вживленного в мозг обезьяны чипа.
Но этот эксперимент тогда не удивил ученых, не удивит и сейчас, даже, если он будет показан на человеке. Ведь в американских лабораториях обезьяна с чипом уже играла на компьютере «силой мысли» более 15 лет назад, а в 2015 году подобное продемонстрировали и на парализованном пациенте! Такими работами ученые начали заниматься еще в конце прошлого века. В мозг вживляли электроды, которые снимали с нейронов сигналы электрической активности. Более того, уже тогда эти сигналы научились расшифровывать настолько, чтобы понять намерение обезьяны сделать движение рукой в том или ином направлении. Путь для прямого управления от мозга к компьютеру был открыт. Что же нового у Илона Маска?
— Дело в том, что все предыдущие исследования были сделаны, когда в мозг обезьяны или человека вводились электродные системы с небольшим числом контактов для регистрации нейронных сигналов, 100-200. Но в мозгу человека почти сто миллиардов нейронов, — рассказал «РГ» заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ, профессор Александр Каплан. — Так вот, в компании Маска разработали станок, который в автоматическом режиме может за 20 минут, не повреждая мозг, вживить в него десятки гибких электродов толщиной с человеческий волос. Каждый такой волосок — это многожильный кабель с 30-60 контактами, открывающимися по всей его длине. В принципе эта технология позволяет вживить в головной мозг человека до 100 тысяч контактов. Таким образом можно получить в тысячу раз больше информации, чем удавалось до сих пор.
Вроде бы, прорыв. Такие объемы информации позволят наконец раскрыть многие секреты мозга. Но оказалось непонятно, что с ней вообще делать? И вот здесь главный парадокс разработок Маска. Ведь пока все, что демонстрирует обезьяна, используя тысячи контактов, делали животные, у которых в мозг введено всего 200 контактов, утверждает профессор Каплан.
То есть огромный объем информации, который снимают с мозга чипы Маска, пока не открывает ничего принципиально нового. Непонятно, как его использовать. То есть количество не перешло в качество.
— Ведь в потоках сигналов от десятков тысяч нейронов нужно распознать не просто намерение сдвинуть курсор вправо или влево, а расшифровать, к примеру, внутреннюю речь у человека. В этом была главная идея Маска, ради нее затевался весь этот проект: организовать прямой канал связи на линии «мозг — искусственный интеллект», — говорит профессор Каплан. — Но для этого надо проникнуть в коды мозга, понять его информационную механику. И это уже не проблема Илона Маска, а всей нейрофизиологической науки, которая еще не создала собственно общую теорию мозга. О работах Илона Маска в этой области пока ничего не слышно.
Какие задачи мы отдадим для решения искусственному интеллекту
Впрочем, возможно, такой объем информации поможет разработке управляемых от мозга протезов конечностей, сделав их движения практически естественными. Это расширит возможности парализованных людей по «мысленному» управлению внешними исполнительными устройствами: манипуляторами, аватарами и т.д., считает профессор Каплан. Однако главные тайны мозга, его неосознаваемый персональный опыт, способности к творческим прозрениям и открытиям, по-видимому, останутся невидимыми для чипов Илона