Советский фарфор, который еще полвека назад доставали из серванта по праздникам, сегодня стал антиквариатом и предметом коллекционирования.
Прямо сейчас на одном из интернет-аукционов за тарелку 1920 года, расписанную художником Императорского фарфорового завода Рудольфом Вильде, просят 1,8 млн рублей. Надпись на ней гласит: «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книгу, серп и молот». Цена вазы Дулёвского фарфорового завода, расписанной Верой Тодорской в 1970-80-е годы, — 600 тыс, а расписанный вручную там же в 1951 году чайный сервиз предлагают за 480 тыс. Статуэтку-лоточек «Поросячье семейство», изготовленную на Дмитровском фарфоровом заводе (Вербилки) в 1930-е годы, продают за скромные 36 тыс рублей.
Моя рука сама тянется к горке, где пылится в ожидании гостей унаследованный от бабушки сервиз с изящными цветочками. А вдруг я — обладатель настоящего богатства? Выяснить, какой фарфор действительно представляет ценность и что делать с наследством бабушки, мне помогла заведующая научно-хранительским отделом «Музей керамики» Государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково» Виолетта Микитина.
Виолетта Валериевна, правда ли, что советский фарфор в наше время стал предметом вожделения многих коллекционеров?
Виолетта Микитина: Да, к нему сейчас действительно наблюдается большой интерес. Прежде всего к агитационному фарфору, который появился в нашей стране после 1917 года. Это вообще всегда была коллекционерская категория, стоит он дорого. Когда фарфоровые заводы были национализированы, появились новые мастера, возникли новые веяния. Например, если брать завод, который был сначала Императорским фарфоровым заводом, затем стал Государственным фарфоровым заводом в Петрограде, а затем Ленинградским им. Ломоносова, там создавались произведения по эскизам известных художников Сергея Васильевича Чехонина, Николая Михайловича Суетина и многих других. Так что это направление одно из самых дорогих сейчас на рынке. Агитационный фарфор в то время делали на экспорт. Но агитфарфор вряд ли кто-нибудь сегодня найдет у себя на полке. Он уже больше в коллекциях, в музейных и крупных частных. К нам в музей иногда обращаются люди, которые получили в наследство квартиру от бабушки, а там что-то стоит в серванте, и они думают, что это какие-то редкие шедевры. Но, как правило, оказывается, что это совсем не так.