С 4 сентября начал работать новый порядок выплат иностранным холдинговым компаниям (ИХК). Согласно документу, права таких предприятий могут быть приостановлены через арбитражный суд из участия в экономически значимой организации (ЭЗО) в случае если ИХК совершает недружественные действия. Впрочем, иностранный бизнес имеет право требовать компенсацию.
Так, по словам доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Артема Люкшина, в России достаточно большое количество компаний с иностранным участием, в которых из-за санкций возникают проблемы, связанные с управлением или исполнением акционерами своих обязанностей.
«Настоящий закон позволяет в перспективе установить контроль над рядом организаций со стороны российских лиц и обеспечить бесперебойное функционирование таких компаний, что очень важно в современных условиях», — пояснил он.
Однако, стало известно, отметил эксперт, что выход иностранных инвесторов из акционеров экономически значимых российских компаний может быть осуществлен на условиях, близких к рыночным. Ранее ожидалось, что иностранцы из недружественных стран могут продать свою долю с дисконтом примерно в 50% от рыночной цены. По мнению Люкшина, закон отразится на компаниях, имеющих большое значение для российского бюджета. К числу таких компаний относятся, «Яндекс» и фармацевтическая компания «Генериум».
Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров, о том, что Россия продолжит придерживаться цивилизационного подхода и оказывать поддержку компаниям, которые остались работать в стране и развиваться, вне зависимости от их страновой принадлежности. Недобросовестные иностранные собственники, наоборот, полностью останавливают производство или сворачивают свои инвестиционные программы. В последнем случае извлекается прибыль, но предприятие приходит в упадок, что вынуждает новых собственников вкладывать собственные средства.
«Но я считаю, что наша экономика и наши граждане не должны страдать от действий недобросовестных собственников, поэтому в таких случаях мы будем активно задействовать механизм введения внешнего управления», — отметил Мантуров, добавив, что у ведомства есть весь необходимый для этого инструментарий.