Ни для кого не секрет, что в авангарде процесса дедолларизации стоят несколько крупнейших стран, и прежде всего, Китай, который стремится расширить использование юаня на международном уровне. Ряд экспертов считает, что краткосрочные намерения Пекина больше связаны с защитой от западных санкций, чем с идеей о своем валютном доминировании.
Эксперт по Китаю из Совета по международным отношениям Зои Лью написала на этой неделе, что стратегия Китая по развитию альтернативной финансовой системы носит скорее оборонительный, чем наступательный характер, и сейчас Пекин намерен свести к минимуму любое воздействие радикальных санкций со стороны Запада в экстремальных ситуациях, вроде военного конфликта из-за Тайваня.
При этом просто расшить использования юаня в торговле будет куда проще, чем повысить его статус в качестве международной резервной валюты.
Как и Россия, Китай наряду со многими другими странами «глобального Юга» стремятся диверсифицировать свои активы и сократить доминирование доллара США из-за опасений исключения из мировой финансовой системы, основанной на долларе в случае введения санкций.
Пока полностью заменить доллар юаню не удается. Прежде всего, из-за такого препятствия, как использование Китаем контроля над движением капитала ради собственной финансовой стабильности. Это означает, что Пекин контролирует, сколько иностранных денег может входить и выходить из экономики страны, и соответственно влияет на обменный курс иностранных валют.
Огромным преимуществом для юаня может послужить тот факт, что он уже является ведущим торговым партнером для более чем 120 стран, и власти готовы содействовать экспорту, предлагая валютные свопы.
Для того чтобы юань стал глобальной резервной валютой, нужно также учесть некоторые существенные факторы: отсутствие в стране безрисковых активов, выраженных в юанях, относительно закрытый характер китайского финансового рынка и большое внимание к верховенству закона.